ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У них извращены представления о товариществе, смелости. Ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершенных правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению.
Особенности организации воспитательной работы с ними: ключом к организации работы с ними является опора на такие качества их личности, как упорство в достижении поставленной цели, стремление к престижу, первенству в сочетании с полу осознанным чувством их собственной социальной неполноценности. Зримо выраженная общественная значимость выполняемых ими трудовых дел, организация труда в небольших группах (2-3 человека), где им время от времени поручается руководить работой товарищей, способствует включению этих подростков в деятельность коллектива, установлению должных отношений.
Вторую группу составляют подростки, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Они отличаются индивидуализмом, неуживчивостью, стремятся к привилегированному положению, притесняют слабых, младших. Правонарушения они совершают в основном ситуативно.
Особенности организации воспитательной работы с ними: особое значение для подростков этой группы имеет самоизмение обстановки и стереотипных форм реагирования. Подчеркнутое доверие к ним, положительная оценка их достижений, вовлечение не только в исполнительную, но, прежде всего в организационную деятельность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно-значимого труда.
Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки осознают неустойчивость своего поведения, однако имеющиеся у них правильные взгляды не стали убеждениями. Эгоистические устремления или неумение противостоять ситуации вызывают их антиобщественные поступки, приводя их к накоплению опыта аморального поведения.
Особенности организации воспитательной работы с ними: т.к. для подростков этой группы важны ритм и напряженность трудовых дел, поэтому на них будет иметь положительное влияние вовлечение в поисковые работы, где имеется возможность проявить себя, самоутвердиться в глазах коллектива.
Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед более важными товарищами.
Особенности организации воспитательной работы с ними: вхождению таких подростков в систему общественно-полезной трудовой деятельности способствует пробуждение у них интереса к жизни, положительных переживаний, нахождения жизненных перспектив. Скользящий график постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, личная ответственность перед коллективом создают условия для вхождения подростков в систему общественно-значимого труда.
В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.
Особенности организации воспитательной работы с ними: такие же, как и с подростками четвертой группы (см. выше).
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМ» ПОДРОСТКОМ
- птимистическое отношение к подростку.
- Опора на его положительные качества.
- Подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.
- Решительная борьба со всякого рода привычками; разъяснение подростку их гнусности и аморализма, унижающих человеческое достоинство.
- Принятие всех возможных мер по изоляции подростка от прежней аморальной среды.
- Строгий контроль за поведением подростка.
- Контроль за воспитанием его в семье, оказание ей необходимой помощи, а в отдельных случаях принятие мер уголовного или административного воздействия на родителей.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ
С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ
1. Созидающие приемы:
• проявление доброты, внимания и заботы;
• просьба;
• поощрение;
• одобрение, похвала;
• награда;
• доверие;
• удовлетворение определенных интересов и потребностей;
• выражение положительного отношения;
• авансирование личности;
• прощение;
• проявление огорчения;
• поручительство.
2. Приемы, способствующие повышению успеваемости:
• организация успеха в учении;
• ожидание лучших результатов.
3. Приемы, вовлекающие в накопление опыта правильного поведения:
• убеждение;
• доверие;
• моральная поддержка;
• вовлечение в интересную деятельность;
• пробуждение гуманных чувств;
• нравственное упражнение.
4. Тормозящие приемы:
• констатация поступка;
• осуждение;
• наказание;
• приказание;
• предупреждение;
• возбуждение тревоги о предстоящем наказании;
• проявление возмущения;
• выявление виновного.
5. Приемы со скрытым действием:
• параллельное педагогическое воздействие;
• ласковый упрек;
• намек;
• мнимое безразличие;
• необычное приказание;
• мнимое одобрение;
• карикатура;
• мнимое недоверие;
• выполнение определенного дела вместо воспитанника.