Для педагогов

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У них извращены представления о товариществе, смелости. Ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершенных правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению.

Особенности организации воспитательной работы с ними: ключом к организации работы с ними является опора на такие качества их личности, как упорство в достижении поставленной цели, стремление к престижу, первенству в сочетании с полу осознанным чувством их собственной социальной неполноценности. Зримо выраженная общественная значимость выполняемых ими трудовых дел, организация труда в небольших группах (2-3 человека), где им время от времени поручается руководить работой товарищей, способствует включению этих подростков в деятельность коллектива, установлению должных отношений.

Вторую группу составляют подростки, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Они отличаются индивидуализмом, неуживчивостью, стремятся к привилегированному положению, притесняют слабых, младших. Правонарушения они совершают в основном ситуативно.

Особенности организации воспитательной работы с ними: особое значение для подростков этой группы имеет самоизмение обстановки и стереотипных форм реагирования. Подчеркнутое доверие к ним, положительная оценка их достижений, вовлечение не только в исполнительную, но, прежде всего в организационную деятельность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно-значимого труда.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки осознают неустойчивость своего поведения, однако имеющиеся у них правильные взгляды не стали убеждениями. Эгоистические устремления или неумение противостоять ситуации вызывают их антиобщественные поступки, приводя их к накоплению опыта аморального поведения.

Особенности организации воспитательной работы с ними: т.к. для подростков этой группы важны ритм и напряженность трудовых дел, поэтому на них будет иметь положительное влияние вовлечение в поисковые работы, где имеется возможность проявить себя, самоутвердиться в глазах коллектива. 

Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед более важными товарищами.

Особенности организации воспитательной работы с ними: вхождению таких подростков в систему общественно-полезной трудовой деятельности способствует пробуждение у них интереса к жизни, положительных переживаний, нахождения жизненных перспектив. Скользящий график постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, личная ответственность перед коллективом создают условия для вхождения подростков в систему общественно-значимого труда.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.

Особенности организации воспитательной работы с ними: такие же, как и с подростками четвертой группы (см. выше).

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМ» ПОДРОСТКОМ

  • птимистическое отношение к подростку.
  • Опора на его положительные качества.
  • Подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.
  • Решительная борьба со всякого рода привычками; разъяснение подростку их гнусности и аморализма, унижающих человеческое достоинство.
  • Принятие всех возможных мер по изоляции подростка от прежней аморальной среды.
  • Строгий контроль за поведением подростка.
  • Контроль за воспитанием его в семье, оказание ей необходимой помощи, а в отдельных случаях принятие мер уголовного или административного воздействия на родителей.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ 

С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

1.    Созидающие приемы:

•       проявление доброты, внимания и заботы;

•       просьба;

•       поощрение;

•       одобрение, похвала;

•       награда;

•       доверие;

•       удовлетворение определенных интересов и потребностей;

•       выражение положительного отношения;

•       авансирование личности;

•       прощение;

•       проявление огорчения;

•       поручительство.

2.    Приемы, способствующие повышению успеваемости:

•       организация успеха в учении;

•       ожидание лучших результатов.

3.    Приемы, вовлекающие в накопление опыта правильного поведения:

•       убеждение;

•       доверие;

•       моральная поддержка;

•       вовлечение в интересную деятельность;

•       пробуждение гуманных чувств;

•       нравственное упражнение.

4.    Тормозящие приемы:

•       констатация поступка;

•       осуждение;

•       наказание;

•       приказание;

•       предупреждение;

•       возбуждение тревоги о предстоящем наказании;

•       проявление возмущения;

•       выявление виновного.

5.    Приемы со скрытым действием:

•       параллельное педагогическое воздействие;

•       ласковый упрек;

•       намек;

•       мнимое безразличие;

•       необычное приказание;

•       мнимое одобрение;

•       карикатура;

•       мнимое недоверие;

•       выполнение определенного дела вместо воспитанника.