Учебно-методические объединения

Адресные рекомендации педагогическим и руководящим работникам для совершенствования 
методической работы и работыметодических объединений в 2022/2023 учебном году

Рекомендации заместителям директоров школ по воспитательной работе и классным руководителям
1. Планировать воспитательную работу с классом, учитывая интересы учащихся и ресурсные возможности родителей/законных
представителей, следуя принципу партисипативности (партнерские отношения взаимной ответственности, сотрудничества).
2. При планировании воспитательных событий, необходимо отказываться от пассивных форм воспитательного воздействия в пользу
интерактивных форм, в которых учащиеся активно вовлечены во взаимодействие с педагогом и друг с другом, где их активность доминирует, а педагог играет роль сопровождающего, тьютора.
3. Выстраивать воспитательную работу с классом, используя потенциал социальных практик в деятельности детских школьных
объединений, организаций, вовлекать учащихся в волонтерскую и добровольческую деятельность.
4. Реализуя план воспитательной работы класса и школы, использовать ресурсные возможности социальных партнеров, привлекая их к взаимодействию.

Рекомендации педагогам дополнительного образования
1. Планировать организацию учебного занятия с использованием методов мотивации обучающихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы).
2. При планировании образовательных событий, реализовывать воспитательный потенциал содержания программ дополнительного образования.
3. Использовать ресурсы учебной и досуговой деятельности обучающихся для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы.

Рекомендации педагогам начальной школы
При реализации воспитательного потенциала учебных предметов следует ориентироваться на систему традиционных ценностей белорусского народа – реализовать проект “Я знаю. Я горжусь”
На учебных занятиях и во внеучебной работе актуальным является применение краеведческого материала, связанного с историей и
современностью родного края, достижениями знаменитых земляков в различных областях человеческой деятельности. Рекомендуется создание школьной (классной) экспозиции с представлением в ней предметов, значимых с точки зрения конкретных достижений в области материальной и духовной культуры малой родины, посещение памятных мест родного края, проведение
экскурсий в местные музеи.
В 2021/2022 учебном году проведено изучение чтения и понимания текста среди учащихся IV класса учреждений общего среднего образования. По результатам изучения подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы с целью повышения качества образования в данной области. Рекомендации размещены на национальном образовательном портале:
http://monitoring.adu.by.
С целью формирования ответственного поведения необходимо на учебных занятиях и во внеурочной деятельности акцентировать внимание учащихся на неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.
Изучить и следовать обновленным нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся, в соответствии с которыми наряду с предметными образовательными результатами будут оцениваться зафиксированные в образовательных стандартах (2018 г.) и учебных программах метапредметные образовательные результаты.
Актуально:
1. Освоение современных инновационных образовательных технологий и методик в режиме обучения.
2. Создание банка методических материалов по вопросам поддержки одаренных детей идетей с ОПФР.

Рекомендации заместителям директоров
1. Включить для обсуждения на заседаниях районных методических объединений вопросы, вызывающие наибольшие затруднения у педагогических работников;
2. Обеспечить системность в освоении тем (рассмотрение и изучение тем районного МО на ШМО) и активное участие членов РМО в практической части районных семинаров;

3. Обеспечить трансляцию эффективных инновационных моделей,инновационного педагогического опыта (по итогам реализации проектов);
4. Выполнять алгоритм трансляции информации, полученной в ходе повышения квалификации и областных (республиканских) мероприятий межкурсового периода;
5. Обеспечить совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;
6. Спланировать методические мероприятия по освоению учителями способов организации обучения учащихся: с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов; на основе компетентностного подхода в преподавании учебных предметов; с позиции эффективной организации контрольно-оценочной деятельности;
7. Обеспечить проведение методических мероприятий на диагностической основе, с учетом индивидуально-дифференцированного
подхода, учитывая возможности педагогов и их профессиональные интересы;
8. Спланировать практико-ориентированную направленность деятельности ШМО (консультирование педагогов, разработка рекомендаций, памяток, круглые столы, выставки, педагогические мастерские, аукционы педагогических и методических находок, практические занятия, деловые и ролевые игры, семинары- практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения педагогов пользоваться широким спектром педагогических
технологий, методических приемов и средств);
9. Обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей;
10. Активизировать процесс вовлечения педагогов проектную деятельность;
11. Обеспечить актуализацию сведений «Базы данных участников областных (республиканских) мероприятий межкурсового периода»;
12. Обеспечить результативное участие в конкурсе «Учитель года»;
13. Обеспечить участие в сетевой методической лаборатории «PRO мастерство» для заместителей, руководителей РМО, ШМО.
14. При организации методической работы обеспечить:
– обеспечение психолого-педагогической подготовленности педагогов в соответствии с современными требованиями;

– развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-
педагогической информации для педагогов;

— выбор педагогами актуальных тем по самообразованию и контроль над
процессом их разработки.

Рекомендации по работе с учителями-дефектологами и педагогами, работающими в системе специального образования
Обеспечить широкую трансляцию опыта учителей, успешно работающих в классах интегрированного обучения и воспитания; включить в планы работы методических объединений учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей дошкольного образования рассмотрение вопросов организации содержания персонального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;

в планы работы районных методических объединений учителей-дефектологов включать вопросы по рассмотрению, изучению и обсуждению нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов в области специального образования, а также вопросы по ознакомлению с новыми учебно-методическими комплексами и научно- методической литературой, рекомендованными Министерством образования Республики Беларусь;

не реже одного раза в учебном году проводить тестирование руководителей учреждений образования и педагогов, работающих в системе специального образования, на знание нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов.

Рекомендации специалистам социально- педагогической и психологической службы учреждений образования

Приоритетными задачами в организации воспитательного процесса по-прежнему остаются предупреждение семейного неблагополучия, профилактика негативных проявлений в молодежной среде, преступлений и правонарушений. Решение этих задач требует повышения эффективности превентивных мер и системной работы по совершенствованию социально-педагогической поддержки несовершеннолетних и оказанию им психологической помощи в учреждениях образования.

Не теряет своей актуальности работа по защите детей от жестокого обращения и насилия, профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних, созданию в учреждениях образования психологически комфортной воспитывающей среды, способствующей воспитанию правовой культуры, сохранению нравственного здоровья детей и учащейся молодежи.

В связи с этим необходимо продолжить работу по профилактике буллинга, кибербуллинга, выработке у обучающихся умения конструктивно разрешать конфликты.

Важным направлением в деятельности учреждений образования является обучение несовершеннолетних, педагогических работников, законных представителей навыкам бесконфликтного общения, методам разрешения конфликтов с использованием медиативных технологий.

Важным направлением в повышении качества деятельности специалистов СППС является организация тесного межведомственного взаимодействия при организации профилактической работы, а также эффективного взаимодействия внутри учреждения образования педагога социального и педагога-психолога со всеми педагогическими работниками, реализующими задачи воспитания.

Одним из компонентов системы работы с законными представителями обучающихся, направленным на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки, ознакомление с информацией по актуальным вопросам воспитания,создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы является республиканский проект «Родительский университет».

С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов социальных, педагогов-психологов учреждений образования рекомендуется рассмотреть темы:
«Актуальные аспекты профилактической работы учреждения образования по предупреждению наркопотребления и наркопреступленийв подростковой среде»

«Родительский университет как форма повышения психолого- педагогической культуры законных представителей обучающихся»

«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков в современной образовательной среде: проблемы и пути решения»

«Современные подходы в профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних»

«Профилактическая работа специалистов СППС по предупреждению торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних»

«Профилактика сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних»

«Кибераддикции учащихся и их предупреждение в системе деятельности учреждения образования»

«Современные тенденции оказания поддержки и сопровождения детей, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите»

«Деятельность специалистов СППС по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в учреждении образования, формированию бесконфликтной образовательной среды»

«Аттестация как одно из важнейших условий повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов,

педагогов социальных»