Положение о библиотеке

1 .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Библиотека является структурным подразделением учреждения образования (далее — учреждение), участвующим в образовательном процессе в целях реализации права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

       2. Цели библиотеки соотносятся с целями учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

      3. Библиотека школы в своей деятельности руководствуется:

      3.1. Уставом школы;

      3.2. законодательными и нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области организации библиотечного дела;

      3.3. другими нормативно-методическими и руководящими материалами по организации библиотечного дела;

      3.4.  приказами и распоряжениями руководителя учреждения общего среднего образования;

      3.5.  коллективным договором;

      3.6.  правилами внутреннего трудового распорядка;

      3.7.  настоящим Положением.

      4. Основными показателями оценки деятельности библиотеки является решение поставленных перед библиотекой задач и выполнение возложенных на неё функций.

      5. Библиотека школы осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.

       6. Степень ответственности работника библиотеки устанавливается должностными инструкциями.

      7. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

      8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с действующими противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       9. Основными задачами библиотеки являются:

       9.1. обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях;

        9.2. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

       9.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

       9.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

      10. Для реализации основных задач библиотека:

      10.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения;

      10.2. комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

      10.3. осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

      10.4. организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);

       10.5. разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.), обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

      10.6. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

      10.7. организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

      10.8. оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

      10.9. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;

      10.10. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

      10.11. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

      10.12. содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

       10.13. создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

      10.14. осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;

      10.15. способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

      10.16. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;

      10.17. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

      10.18. консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

      10.19. консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

       11. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планами учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

      12. Учреждение создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки.

       13. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор учреждения.

       14. Общее руководство деятельностью, в том числе и установление режима работы библиотеки осуществляет директор учреждения.

       15. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором.

      16. Библиотекарь назначается директором учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета.

      17. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

      17.1. правила пользования библиотекой;

      17.2. планово-отчетную документацию.

      18. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки вводится должность библиотекарь.

      19. Работник библиотеки школы имеют право:

      19.1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса;

      19.2. проводить в установленном порядке уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

      19.3. рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

       19.4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

       19.5. определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

      20. Работник библиотеки обязан:

      20.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

      20.2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

      20.3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

      20.4. формировать фонды в соответствии с утвержденными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами пользователей;

      20.5. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

      20.6. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

       20.7. обеспечивать режим работы библиотеки;

       20.8. отчитываться в установленном порядке перед директором учреждения и повышать квалификацию.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ

      21. Пользователи библиотеки имеют право:

       21.1.получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

      21.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

      21.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

      21.4. получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие источники информации;

      21.5. продлевать срок пользования документами;

      21.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

      21.7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

      22. Пользователи библиотеки обязаны:

      22.1. соблюдать правила пользования библиотекой;

       22.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

      22.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

      22.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

       22.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.    Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

      22.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (начиная с 3 класса);

      22.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

       22.8. заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

      22.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в учреждении.

      23. Порядок пользования библиотекой:

      23.1. запись в библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников учреждения — в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;

      23.2. перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

      23.3. документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

      23.4. читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

      24. Порядок пользования абонементом:

      24.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

      24.2. максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная  литература — 15 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;

       24.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.