ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
государственного учреждения образования
«Начальная школа № 65 г.Гомеля»
1 .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Библиотека является структурным подразделением учреждения образования (далее — учреждение), участвующим в образовательном процессе в целях реализации права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Цели библиотеки соотносятся с целями учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
3. Библиотека школы в своей деятельности руководствуется:
3.1. Уставом школы;
3.2. законодательными и нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области организации библиотечного дела;
3.3. другими нормативно-методическими и руководящими материалами по организации библиотечного дела;
3.4. приказами и распоряжениями руководителя учреждения общего среднего образования;
3.5. коллективным договором;
3.6. правилами внутреннего трудового распорядка;
3.7. настоящим Положением.
4. Основными показателями оценки деятельности библиотеки является решение поставленных перед библиотекой задач и выполнение возложенных на неё функций.
5. Библиотека школы осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.
6. Степень ответственности работника библиотеки устанавливается должностными инструкциями.
7. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с действующими противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9. Основными задачами библиотеки являются:
9.1. обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях;
9.2. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
9.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
9.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
10. Для реализации основных задач библиотека:
10.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения;
10.2. комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
10.3. осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
10.4. организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);
10.5. разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.), обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
10.6. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;
10.7. организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
10.8. оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
10.9. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;
10.10. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
10.11. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
10.12. содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
10.13. создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
10.14. осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;
10.15. способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
10.16. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;
10.17. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
10.18. консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
10.19. консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
11. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планами учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
12. Учреждение создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки.
13. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор учреждения.
14. Общее руководство деятельностью, в том числе и установление режима работы библиотеки осуществляет директор учреждения.
15. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором.
16. Библиотекарь назначается директором учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета.
17. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:
17.1. правила пользования библиотекой;
17.2. планово-отчетную документацию.
18. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки вводится должность библиотекарь.
19. Работник библиотеки школы имеют право:
19.1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса;
19.2. проводить в установленном порядке уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
19.3. рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
19.4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
19.5. определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
20. Работник библиотеки обязан:
20.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
20.2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
20.3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
20.4. формировать фонды в соответствии с утвержденными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами пользователей;
20.5. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
20.6. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
20.7. обеспечивать режим работы библиотеки;
20.8. отчитываться в установленном порядке перед директором учреждения и повышать квалификацию.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
21. Пользователи библиотеки имеют право:
21.1.получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
21.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
21.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
21.4. получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие источники информации;
21.5. продлевать срок пользования документами;
21.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
21.7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
22. Пользователи библиотеки обязаны:
22.1. соблюдать правила пользования библиотекой;
22.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
22.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
22.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
22.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
22.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (начиная с 3 класса);
22.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
22.8. заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
22.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в учреждении.
23. Порядок пользования библиотекой:
23.1. запись в библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников учреждения — в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
23.2. перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
23.3. документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
23.4. читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
24. Порядок пользования абонементом:
24.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
24.2. максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 15 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
24.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.